фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Фотографическая периодика в России

В дореволюционной России уделялось большое внимание распространению литературы о фотографии. Фотографические общества и частные лица выпускали журналы, большинство из которых, правда, существовало недолго по причине финансовых затруднений. Из наиболее устойчивых можно назвать «Свет и светопись» (издатель — художник Оже, Петербург, 1858) — первый иллюстрированный журнал, причем также первый подобного типа журнал в мировой периодической литературе. Хотя он существовал недолго, но имел важное значение, так как пропагандировал фотографию как новое самостоятельное искусство. Позднее, в 1864—1866 годы, выходил интересный научно-технический журнал «Фотограф».

С 1880-го по 1884 год под тем же названием издавался журнал V отдела РТО,— он освещал новые вопросы фотографии и ее разнообразного применения. В 1887 —1897 годы выходил «Фотографический вестник», после семилетнего перерыва снова возобновивший свое существование (1904—1910). В 1890 году начал выходить в Петербурге примечательный журнал «Фотограф-любитель». В 1906— 1909 годах, когда им руководил видный деятель отечественной фотографии С. И. Прокудин-Горский, ученый и крупный специалист по цветной фотографии, журнал достиг своего расцвета. По характеру публикуемого материала он не уступал лучшим заграничным журналам. На высоком уровне стоял также и журнал «Вестник фотографии», издававшийся в 1908—1918 годы в Москве Русским фотографическим обществом. Таким образом, в России за шестидесятилетний период времени (1858—1918) фотографическая периодика неуклонно развивалась: вместе с перечисленными выходило до 50 различных изданий, хотя и не все они были на должном уровне.

Успехи научной фотографии. Обложка.

В СССР, хотя и в меньшем числе, но в больших тиражах и на более высоком идеологическом и техническом уровне, выходили следующие периодические издания. «Советское фото» — с 1926 года в Москве (был перерыв с 1946-го по 1952 год) — ежемесячный орган фотолюбительства и фоторепортажа с тиражом, достигающим 250 тысяч экземпляров; «Техника кино и телевидения» — с 1957 года в Москве — ежемесячный научно-технический журнал с тиражом 6 тысяч экземпляров; «Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии», выпускаемый АН СССР с 1956 года (шесть номеров в год, тираж 4 тысячи экземпляров). В нем публиковались оригинальные работы и обзорные статьи по всем проблемам фотографии и кинематографии. Кроме того, в системе Академии наук СССР с 1951 года издавалась серия тематических сборников «Успехи научной фотографии» (всего выпущено 24 тома); они включали обзоры-доклады на проходивших совещаниях, а также оригинальные статьи. Круг рассматриваемых в них вопросов был весьма широк — от основных проблем черно-белой и цветной фотографии и кинематографии до бессеребряных и необычных процессов и высокоскоростного кино. В этой серии 15-й том (1968) был посвящен достижениям советской фотографии и кинематографии за прошедшие 50 лет.

Для полноты исторической картины небезынтересно привести еще некоторые сведения об изданиях довоенного времени. В 1926—1929 годы Союзом фотографов издавался журнал «Фотограф», где публиковали как статьи широкого популяризаторского профиля, так и посвященные сугубо специальным вопросам фотодела. Издательство «Огонек» выпустило три тома «Фотоальманаха» (1928—1930), содержавшие разнообразные материалы исторического, технического и промышленного характера. Издавались, кроме того, журналы «Фотохимическая промышленность» (издатель — Фотохимтрест) в 1933—1936 годы и «Советская кинофотопромышленность». Авторами многих материалов были уже сформировавшиеся специалисты, публикации которых, в частности, нашли отражение в опубликованной Кеннетом Мизом фундаментальной монографии «Теория фотографического процесса».

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.