фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Специальные методы съемки

В процессе исторического развития как статической фотографии, так и кинематографии сформировался особый раздел специальных видов съемки, значение которого обусловлено точностью фиксации исследуемого объекта, длительностью хранения зарегистрированной информации, возможностью ее многократного воспроизведения и, наконец, объективностью и достоверностью анализа исследуемых явлений. Для хранения и техники поисков требуемой фото- и кинодокументации создавались специальные хранилища и автоматизированная аппаратура.

В науке и технике приходится иметь дело как с очень быстрыми, так и, напротив, очень медленными процессами, поэтому для их кинорегистрации и последующего визуального изучения требуются специальные методы съемки. Для таких экстремальных случаев разработаны методы, изменяющие масштаб времени, в течение которого совершается процесс, т. е. замедляющие или ускоряющие визуальную картину.

Подобного рода съемки используют для изучения таких процессов, как взрывы, электрические разряды, ударные волны, ядерные реакции и др. Замедленную съемку (называемую обычно цейтраферной, что значит «уплотнение времени») производят с постоянным заданным интервалом времени между следующими друг за другом кадрами,— интервал в зависимости от характера процесса может колебаться от нескольких секунд до нескольких часов (иногда даже суток).

При нормальной скорости кинопроекции (16—24 кадр/с) будет наблюдаться ускорение процесса, позволяющее изучать различные медленно совершающиеся процессы, например рост растений, явление кристаллизации, развитие микроорганизмов, медленные химические реакции и др. Цейтраферную съемку используют также в художественном и документальном кино. Важным достижением в кинематографии является фотографическая запись звука,— она превратила немое кино в звуковое, значительно обогатив, таким образом, его выразительные возможности. Начало этого метода положил А. Векшинский (1889), предложивший принципиальную схему такого устройства. В 1900 году И. Л. Поляков получил патент на воспроизведение фотографической записи звука посредством фотоэлемента. В 1906 году американский изобретатель Лост разработал систему звукозаписи на кинопленку. В России успешные опыты в этой области относятся к 1910 году (С. Лифшиц).

Павел Григорьевич Тагер Павел Григорьевич Тагер (1903-1971)

Фиксация звуковых колебаний для кинематографических целей осуществляется таким образом, чтобы затем полученную фонограмму использовать для воспроизведения звука. Поэтому широкое распространение получили электроакустические методы звукозаписи, облегчающие звуковоспроизведение. Фонограмма имеет вид своеобразной осциллограммы, оптические свойства которой изменяются по ее длине. Существуют два вида записи — с переменной оптической плотностью (интенсивная запись) или с переменной шириной звуковой дорожки (трансверсальная запись). На базе фотографической звукозаписи и возникло в 1926— 1928 годы звуковое кино, реализация которого в СССР связана с изобретениями А. Ф. Шорина и П. Г. Тагера, предложившими одновременно и независимо друг от друга две различные системы. Озвученный по системе Шорина опытный фильм демонстрировался в Ленинграде в 1929 году, а по системе Тагера в 1931 году вышел на экраны советский полнометражный звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь».

Александр Федорович Шорин Александр Федорович Шорин (1890-1941)

Из крупных научно-технических деятелей советского кино следует назвать Евсея Михайловича Голдовского, проводившего разработку различных новых проблем и видов кинематографа — панорамного, широкоэкранного, широкоформатного и круговой кинопанорамы — и посвятившего этим проблемам ряд монографий обобщающего характера. Стоит упомянуть эксперименты в сфере голографического кино (В. Г. Комар).

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.