фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Фотография и кинематография

К статической, обычной, фотографии тесно примыкает кинематография, поскольку стадия получения первичного изображения в обоих случаях представляет собой одинаковый химико-фотографический процесс. Роднят фотографию и кино и общие специальные методы съемки. Вместе с тем для кинематографии была разработана своя съемочная и проекционная аппаратура, а ее использование в киноискусстве и научно-технической практике столь обширно и своеобразно, что эта область представляет собой особую, весьма обширную отрасль науки и культуры.

Начало развития и широкого распространения кинематографии относится к 1895 году, когда состоялся первый публичный киносеанс, организованный изобретателями первой киносъемочной и проекционной аппаратуры братьями Люмьер. Однако принцип создания зрительной иллюзии движения относится к значительно более раннему времени.

Данный принцип основан на так называемом стробоскопическом эффекте, создающем возможность восприятия быстрой смены изображения отдельных моментов — фаз перемещения объекта как его непрерывного движения. Из опыта известно, что если освещение сетчатой оболочки глаза прекращается, то ощущение света не исчезает сразу — оно задерживается, исчезая лишь через время. На этом и базируется стробоскопический эффект, составляющий физиологическую основу кинематографии.

Для демонстрирования стробоскопического эффекта очевидно необходимы, во-первых, прибор — стробоскоп, осуществляющий быструю смену изображений отдельных фаз движения, и, во-вторых, серия таких изображений, чередующихся через короткие промежутки времени.

Всадник берет барьер Э. Мьюбридж. Всадник берет барьер

Создателями стробоскопа являются Плато и Стампфер, которые одновременно и независимо друг от друга изобрели его в 1833 году. Впоследствии были предложены разнообразные конструкции этого прибора, в том числе и для проекции на экран (Ухатиус, 1845). Вначале для показа иллюзии движения применяли рисованные картинки, представляющие отдельные фазы перемещения некоторого объекта. Первыми, получившими моментальные фотографии разложенного на фазы движения, были Мьюбридж и Марей, обязанные своим успехом появлению высокочувствительных фотоматериалов. Опыты этих исследователей почти совпадали по времени (1872—1882 годы) и заключались в систематическом наблюдении за движениями человека и животных.

Луи и Огюст Люмьер Луи (1864-1948) и Огюст (1862-1954) Люмьер

Работы Марея, по существу, и привели непосредственно к кинематографии — изобретенный им фотохронограф (1890) надо считать прообразом кинематографа. Радикальное же решение вопроса о широких возможностях кинематографа связано с изобретением кинопленки, которое относится еще к 1887 году, хотя патент на свое изобретение изобретатель Гудвин из-за приоритетного спора с Истменом получил лишь в 1898 году. Выпуск кинопленки и создание киноаппаратуры — съемочной и проекционной — положили начало эпохе кинематографа, что и было продемонстрировано братьями Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже. Появление кинематографа сопровождалось во Франции горячей дискуссией, кому именно принадлежит честь считаться первооткрывателем. Сегодня ясно, что предыстория кинематографа связана с именем Марея, тогда как его внедрение в жизнь было связано с именем (братьев Люмьер). Дальнейшая история кино включает не только техническое совершенствование, но главным образом создание материальной базы промышленного производства кинофильмов, особенно художественных. Про советское кино.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.