фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Визуализация скрытого изображения

В эмульсионных микрокристаллах примесное свободное серебро образует взаимосвязанную систему галоидное серебро — свободное серебро, причем примесные центры размером от атома до молекулярных образований находятся в квазиравновесном состоянии. Серебро созревания можно рассматривать как твердый раствор в галогениде серебра эмульсионных микрокристаллов, поэтому при его пересыщении под действием небольшого числа поглощенных квантов света может происходить фотостимулированное возникновение кристаллических зародышей — центров скрытого изображения. В случае достаточно высокой концентрации примесного серебра, т. е. при высоком уровне химической сенсибилизации фотостимулированное зародышеобразование может возникать сразу при поглощении 2— 5 фотонов без дополнительного фотолиза. При слабой сенсибилизации экспонирование должно в результате фотолиза довести концентрацию свободного серебра до пересыщения, а затем последние кванты света вызовут уже фотостимулированное превращение с образованием центра скрытого изображения.

Отсюда следует, что величина светочувствительности находится в непосредственной связи с концентрацией серебра созревания, а последняя зависит от наличия локальных нарушений решетки микрокристаллов, где и происходит выделение серебра созревания. Такое теоретическое представление было предложено и подтверждено расчетами Е. А. Галашиным (1966). Позднее, с 1975 года, этот взгляд с некоторыми видоизменениями был воспринят и стал предметом исследований зарубежных ученых (Малиновский, 1975; Мойзар, Гранцер, 1977). Важное исследование в подтверждение термодинамической теории образования скрытого изображения было выполнено с применением электронно-микроскопического метода Е. А. Галашиным и Е. П. Сенченковым (1971).

Готовый эмульсионный слой не находится в состоянии устойчивого равновесия,— в слоях постоянно протекают топохимические превращения, ведущие к их старению. Этот комплексный процесс, с одной стороны, является замедленным продолжением химического созревания, а с другой,— сопровождается иными химическими превращениями. Сложная проблема старения была предметом ряда исследований, в которых принимали участие К. В. Чибисов, В. И. Шеберстов, А. Л. Картужанский, В. М. Белоус и другие. Подробное обобщение этой важной для практики проблемы было выполнено в 1976 году А. Л. Картужанским с сотрудниками в монографии «Проблемы старения и сохраняемость фотографических материалов».

Превращение скрытого изображения в видимое связано с относительно простой операцией (сложной, однако, с физико-химической точки зрения). Эта стадия визуализации сыграла в фотографии решающую роль,— она придала ей современную мощь. Для этого процесса — проявления — применяют специальные восстановители, действующие избирательно на эмульсионные микрокристаллы со скрытым изображением, т. е. содержащие центры, инициирующие восстановительный процесс.

Исторические сведения об основных вопросах химии проявителей и проявления очень объемны. Физико-химической стороне этой проблемы везде и всегда уделялось большое внимание. Принципиально важным является вопрос о причине избирательности проявления, протекающего на разделе двух фаз. Согласно гипотезе Шеппарда (1922) этот процесс должен быть связан с явлением адсорбции. Банкрофт предположил (1923), что проявляющее вещество селективно, в больших количествах адсорбируется на освещенных (по сравнению с неосвещенными, т. е. без скрытого изображения) микрокристаллах и тем самым сильно ускоряет процесс восстановления первых.

Природа светочувствительности фотографических эмульсий.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.