фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Этапы развития теории серебряного фотографического процесса

Усовершенствование фотографического процесса на солях серебра постоянно сопровождалось изучением физико-химической природы его отдельных стадий. Это вызывалось потребностью в максимально рациональной технологии производства и обработки кинофотоматериалов, а также в расширении областей их применения.

Если в первые годы фотографии научная и изобретательская мысль была направлена на создание сухих и стойких во времени фотоматериалов, то позднее, в эпоху бромосеребряных желатиновых эмульсионных слоев, особенно с началом их промышленного изготовления, исследования стали развиваться главным образом в области трех стадий нового фотографического процесса — синтеза эмульсий, действия света и проявления скрытого изображения, хотя вопрос о природе скрытого изображения возник с первых шагов фотографии, т. е. еще во времена дагерротипии.

Первой гипотезой относительно природы скрытого изображения было высказывание Араго о фотолизе йодистого серебра; тогда же Доннэ, а позднее Бредиг предположили, что природа скрытого изображения — в эффекте распыления галоидного серебра. Несостоятельность последнего предположения доказывалась анализом количественных характеристик. Для достижения эффекта распыления должно затрачиваться лучистой энергии во много раз больше, чем это необходимо для образования скрытого изображения.

микрофотография AGBR-эмульсии Микрофотография AGBR-эмульсии

В противоположность гипотезе о фотохимическом восстановлении была высказана мысль о возможности окислительного процесса с выделением оксибромидов серебра (Туголесов, 1903; Браун, 1904). Однако и эта гипотеза оказалась несостоятельной, так как такие соединения не были химически выделены. Поэтому осталась наиболее вероятной версия о фотовосстановительном возникновении скрытого изображения. Вместе с тем вопрос, насколько далеко идет этот процесс, служил предметом многих дискуссий. В основном все они сводились к обсуждению двух возможностей — образованию либо субгалоидов, либо зародышей серебра.

При рассмотрении этого вопроса важную роль сыграли два типа опытов: во-первых, выяснение химической устойчивости скрытого изображения; во-вторых, наблюдение за поведением галоида при действии света. Первая серия опытов (Эдер, 1905) — обработка экспонированного слоя азотной кислотой — показала устойчивость скрытого изображения; отсюда был сделан вывод, что оно не состоит из серебра. Вместе с тем опыты по облучению бромистого серебра (Гартунг, 1924; Кох и Крейс, 1925) свидетельствовали о фотолизе бромистого серебра. На основе этих опытов возникла субгалоидная теория скрытого изображения, которую разделяли в течение ряда лет крупные авторитеты в области научной фотографии (Кэри Ли, 1887; Абней, 1893; Эдер, 1905). Ее поддерживал также Лютер (1899) — выходец из России.

Нерастворимость скрытого изображения в азотной кислоте вскоре была разъяснена наблюдением за поведением адсорбированных веществ: было показано, что в состоянии адсорбции вещества резко меняют свои свойства. Поэтому мельчайшие частицы серебра, образовавшиеся под действием света и адсорбированные галоидным серебром, приобретают новые свойства, в том числе и способность инициировать проявление. Позднее исследования Поля и Смакулы (1930), а независимо от них работы М. В. Савостьяновой и Т. П. Кравеца убедительно доказали, что скрытое изображение представляет собой частицы серебра, являющиеся центрами скрытого изображения. Как указывалось выше, подобное представление обосновывал еще в 1870—1872 годах В. В. Лермантов, хотя он и не сумел найти его экспериментального подтверждения.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.