фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Изобразительная голография

Появление голографии датируется 1948 годом. Голография — «полная запись» — представляет собой универсальный метод светописной регистрации, дающий объемную картину объектов фотографирования. Впервые (1948) Габор дал теоретическое обоснование этого метода. В голографии светочувствительная среда регистрирует интерференционную структуру стоячих волн, которые возникают в результате взаимодействия световых пучков от объекта и независимого от него опорного пучка. Для этого на обеих стадиях голографического процесса (записи и воспроизведения) требуется так называемый когерентный источник излучения, в котором разность фаз двух колебаний остается постоянной во времени. Поэтому точнее начало голографии надо датировать не 1948, а 1960 годом, когда был впервые открыт подобный источник излучения — лазер.

Хотя химико-фотографическая сторона голографии не отличается от таковой для обычной фотографии, голографическая техника имеет ряд отличительных особенностей. Новый этап голографии начинается с 1962 года и связан с именем Ю. Н. Денисюка, объединившего принципы интерференционной фотографии Липпмана и голографии Габора. Денисюк открыл гениальный способ образования голограмм во встречных пучках, который позволяет рассматривать изображение при освещении обычным (некогерентным) «белым» светом. Для этой цели он применил толстослойные прозрачные (беззернистые) пластинки типа липпмановских, благодаря чему оказалось возможным получать цветные голографические изображения. Большое практическое значение в этом деле имели работы Н. И. Кириллова, создавшего непревзойденные по тому времени фотоматериалы.

Поскольку Липпман показал (1892), что для регистрации стоячих волн в интерференционном процессе можно применять кроме бромосеребряных желатиновых слоев также слои хромированных коллоидов (альбумин, желатина), то, очевидно, такие слои и другие среды, фиксирующие в толщине слоя стоячие полны, могут быть использованы и голографии, что и подтвердилось экспериментально рядом работ начиная с 1968 года (применялась не только хромированная желатина, но и поливиниловый спирт, полиамидная смола, шеллак и другие светочувствительные среды).

По существу, трехмерная голограмма — наиболее совершенный из всех известных видов изображений — оптический эквивалент реальных объектов. Поэтому голография приобретает все возрастающее значение как в научно-техническом, так и художественно-изобразительном отношении.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.