фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Растровая стереофотография

Стереофотография относится к макрофотографии и имеет ряд разветвлений, предназначенных для решения разнообразных научно-технических задач. Сюда относятся способы, дающие стереоэффект на основе принципа растровой сепарации. Использование последней позволяет наблюдать эффект трехмерности невооруженным глазом. Сепарация производится растровой системой, состоящей из большого числа однотипных элементов — перемежающихся темных полос, отверстий линз, расположенных в определенной последовательности на поверхности. Растр разбивает изображение на дискретный ряд элементарных изображений, при этом обратный ход лучей, полученных на экране через элементы растра, восстанавливает естественную форму объекта.

Растровая стереофотография стала разрабатываться экспериментально в 1908—1911 годы. Сначала для получения стереоизображений был предложен способ решетки в виде равных просветов и затемнений, расположенных перед полупрозрачным экраном на максимально близком к нему расстоянии; на экран проецировали левый и правый стереоснимки двумя объективами на расстоянии 65 мм. Если с обратной стороны помещали симметрично такую же решетку, то с некоторого расстояния левый и правый глаз видели только соответствующее изображение, и возникало впечатление стереоэффекта. Эту схему изучал П. Ц. Соколов, и в 1908 году он предложил другой вариант, основанный на образовании частичных изображений на эмульсионном слое, нанесенном на гофрированную поверхность.

Вместо способа решетки может быть применена автостереоскопическая пластинка, светочувствительный слой которой покрыт линейной сеткой. Последняя позволяет при помощи спаренных объективов фиксировать два сопряженных стереоизображения, автоматически разрезанных на ряд узких полос, причем последние будут для правого и левого глаза чередоваться между собой; такие изображения необходимо рассматривать со стороны сетки на просвет. Позднее значительное распространение получил способ образования стереоизображения на линзово-растровой пленке, на одной стороне которой создан оптический растр в виде полуцилиндрической параллельной сетки, выполненной в материале ее основы путем гофрирования. Этот способ, разработанный в 1938 году в НИКФИ (Н. А. Валюс, Г. В. Авилов), позволяет производить различные фотоматериалы — пленку, фотобумагу.

Габриель Липпман Габриель Липпман (1845—1921)

Наиболее совершенным методом стереоскопии следует признать интегральную фотографию, принцип которой впервые сформулировал Липпман. Она получила название интегральной, так как изображение суммируется из огромного числа микроизображений. Такой эффект осуществляется при помощи большого числа плотно лежащих на поверхности пластинки цилиндрических линз со сферическим основанием. Последние играют роль микрообъективов — фокусирующих элементов; они отделены друг от друга непрозрачными перегородками так, чтобы каждая микролинза создавала независимое оптическое микроизображение. Все вместе они формируют стереоскопическое изображение на эмульсионном слое, нанесенном на заднюю поверхность пластинки. Фотосъемка производится без объектива, так как каждая линза образует самостоятельное микроизображение, а пара соседних ячеек является миниатюрной стереокомпонентой.

Эффективность этого вида фотографии доказал в 1911 году П. П. Соколов путем использования стенопа, т. е. способа получения изображений через маленькие отверстия. Коллектив микростенопов на одной пластинке заменял микролинзы и позволял получать интегральную фотографию; таким образом, действенность принципа, открытого Липпманом, была доказана экспериментально.

В разработку проблемы растровой стереофотографии и других применений растровой оптики много труда вложил Н. А. Валюс, обобщивший многочисленные фактические данные и свои теоретические выкладки в двух ценных монографиях — «Растровая оптика» (1949) и «Растровые оптические приборы» (1966).

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.