фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Цветная фотография в дореволюционной и послереволюционной России

Хотя дореволюционная фотографическая наука России и не стояла в стороне от цветной фотографии, число русских деятелей в этой области было все же весьма ограничено. Необходимо, однако, отметить доклады К. А. Тимирязева. На Первом Съезде деятелей фотографии (Москва, 1896) он читал «О значении ортохроматических снимков», а позднее в Русском фотографическом обществе — «Об успехах цветной фотографии».

Далее следует указать, во-первых, созданную К. И. Козловским принципиально новую по тому времени (1889) конструкцию фотоаппарата для трехцветной съемки, во-вторых, на работу И. Ф. Усагина (1895) по усовершенствованию липпмановского прямого цветного фотографирования, в-третьих, на положительные результаты опытов в области трехцветной фотографии, достигнутые А. А. Поповицким. Особо следует назвать крупного ученого в области научной фотографии С. О. Максимовича — изобретателя некоторых способов цветной кинематографии, известного также своими исследованиями по фотографической сенситометрии, в частности фотобумаги.

Начиная с 1930 года большой объем научно-технических исследований в области цветофотографических методов выполнил ряд советских ученых, занимавшихся главным образом проблемами кинематографии. Сначала некоторое внимание уделялось нерегулярному растровому способу (К. С. Ляликов, Н. А. Церевитинов и другие), однако ввиду его бесперспективности исследования были вскоре прекращены. Для цветной фотографии был разработан способ типа карбро с набором пигментных бумаг и фотобумаги со съемным слоем для виражного способа типа хроматон (В. А. Уваров, К. Л. Мертц).

Немалое время было затрачено на разработку двухцветного варианта бипак с двусторонней пленкой, на основе которого было создано несколько полнометражных фильмов (Н. Н. Агокас, Ф. Ф. Проворов, Д. М. Золотницкий, 1935—1938). Однако вследствие несовершенства цветопередачи уже в 1930 году начали разрабатывать трехцветный субтрактивный способ, причем наибольшее внимание уделяли гидротипии и варианту обесцвечивания красителей (способ выцветания).

Сергей Олимпович Максимович Сергей Олимпович Максимович (1876—1941)

Гидротипный процесс подробно изучался рядом советских ученых (К. С. Ляликов, И. А. Черный, Н. М. Мершин и другие) и пыл доведен до технологии производства трехцветных кинофильмов. Позднее, в послевоенные годы, этот процесс получил дальнейшее развитие, став основой тиражирования цветных многослойных кинофильмов (С. А. Бонгард, Н. П. Спасокукоцкий и другие).

Работы по способу выцветания красителей были начаты с подбора цветной триады и изучения обесцвечивания в присутствии окисляемого серебра (стадия обращения) негативных цветоделенных изображений, напечатанных с промежуточных частичных позитивов на слои трехслойной пленки с такими красителями (Г. И. Арбузов, Л. К. Крупенин и другие). Исследования продолжались до начала Великой Отечественной войны, в конце которой (1944) был снят этим способом кинофильм. Много потрудился в области цветной фотографии Я. И. Бокиник, обобщивший ее проблематику в монографии по теории и практике цветовоспроизводящих процессов (1941), не утратившей ценности и поныне.

Игорь Чёрный Игорь Чёрный (1900-1970)

Необходимо заметить, что описанные способы фотографического цветовоспроизведения в большинстве своем были результатом работы зарубежных ученых, однако находились под защитой авторского права, и поэтому применение их на практике в нашей стране вынуждало обращаться к исходным положениям и требовало новых теоретических разработок, в процессе которых русские и советские ученые выдвинули немало оригинальных идей, зачастую превосходивших по научному уровню достижения иностранных специалистов.

С 1938 года основные усилия были направлены на исследования цветного проявления для решения комплексной проблемы создания многослойных фотокиноматериалов с недиффундирующими цветообразующими компонентами (А. В. Порай-Кошиц, Г. И. Арбузов, В. С. Чельцов и другие). К концу 1945 года разработка принципиальной стороны данного цветофотографического процесса была закончена, что позволило в 1945—1947 годы советским ученым и инженерам (В. С. Чельцов, А. Н. Иорданский, Л. П. Крылов, Л. М. Богданов и другие) при консультации немецких специалистов фирмы «Агфа» (Вольфен) быстро освоить всю технологию производства цветных многослойных пленок. В дальнейшем проводилась большая работа по созданию широкого ассортимента этих пленок и доведения их до уровня мировых стандартов. Параллельно шла всесторонняя работа по эксплуатации цветофотографического метода на киностудиях СССР (Л. В. Косматов, А. Д. Головня, Б. К. Горбачев, Е. А. Иофис, С. М. Антонов, Н. И. Кириллов и другие).

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.