фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Варианты цветной фотографии

Более простым, чем субтрактивный способ, как при съемке, так и при обработке был двухцветный метод, дававший, однако, искаженную цветопередачу. Для съемки применяли сложную систему бипак, состоявшую из двух пленок — ортохроматической и панхроматической и промежуточного оранжевого фильтрового слоя. Позитивы с двух цветоделенных на две спектральные зоны негативов окрашивали путем вирирования и красно-оранжевый цвет (с переднего негатива) и в сине-зеленый цвет (с заднего негатива). При точном совмещении на экране возникало неполноценное изображение. Применявшийся короткое время в кинематографии, этот способ был совсем оставлен, но его можно использовать для изготовления стереоскопических изображений (цветных анаглифов).

В трехцветном методе применяли более сложную систему трипак, которая при экспонировании давала три цветоделенных штатива. Получавшиеся позитивы окрашивали путем вирирования в основные цвета, однако цветные изображения, хотя и ближе подходили к натуральным, не отличались высоким качеством, особенно по резкости. Этот метод интересен с исторической точки зрения, но также потерял практическое значение.

В процессе развития метода трипак появились многослойные фотоматериалы, в которых три эмульсионных слоя разной спектральной светочувствительности поливали друг на друга. В них (один из вариантов) принято следующее расположение слоев: верхний — синечувствительный, средний — зеленочувствительный, нижний — красночувствительный. Эти слои фиксируют основные цвета, а путем специального цветного проявления в них синтезируются красители дополнительных цветов, т. е. желтый — в верхнем эмульсионном слое, пурпурный — в среднем и голубой — в нижнем.

Для образования красителей в эмульсионные слои при синтезе эмульсий вводят особые соединения — недиффундирующие компоненты, которые, реагируя с продуктами окисления особого проявляющего вещества, выделяют соответствующие красители.

Описанный процесс, создающий цветной негатив, т. е. изображение в дополнительных цветах, составляет первую стадию так называемого негативно-позитивного варианта. На второй стадии получается позитивное многоцветное изображение путем печати на позитивную многослойную пленку аналогичного строения, но с эмульсионными слоями меньшей светочувствительности и большего контраста.

Кроме негативно-позитивного разработан прямопозитивный вариант, основанный на методе обращения; он применялся при изготовлении слайдов — цветных диапозитивов для лекционных и любительских целей.

Хотя идея суммирования трех частичных монохромных изображений была высказана еще Дюко дю Ороном, соединить частичные слои в единую трехслойную систему позволило только применение цветного проявления, которое предложил Гомолка (1907), и только еще десятилетия спустя были разработаны цветофотографические многослойные фотокиноматериалы: «Кода-хром» (1935) и «Агфа-колор» (1937). Широкое промышленное применение началось несколько раньше, когда фирма «Агфа» ввела первый негативно-позитивный цветной процесс.

Дальнейшее развитие процесса на многослойных пленках характеризуется постоянным улучшением качества цветопередачи и повышением светочувствительности негативных материалов. Специфика данного процесса состоит в том, что изображения строятся из красителей, тогда как серебро теоретически полностью возвращается в обрабатывающие ванны и может быть после регенерации использовано вновь. Это обстоятельство очень важно, так как серебро становится все более дефицитным. Соответственно и многослойные фотокиноматериалы получают все большее значение и распространение. Выпускались цветные пленки: негативные — отдельно для съемки при дневном и искусственном освещении; позитивные разных типов; обращаемые для дневного освещения и ламп накаливания и цветные фотобумаги разного назначения. Уместно подчеркнуть, что развитие этого направления фотографии достигло больших успехов благодаря усовершенствованию эмульсионно-технологических процессов, особенно техники полива,— бытовые цветные материалы имеют общее число слоев до 8— 10 с суммарной толщиной 0,02 — 0,05 мм и толщиной отдельных составляющих слоев 0,001 — 0,005 мм.

Ваш специалист - видеооператор.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.