фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Трехцветные фотографические процессы

В основе учения о цветовых ощущениях лежат опыты смешения цветов, т. е. составления сложных цветов из некоторых основных, причем наиболее совершенные результаты достигаются, если принять за основные красный (К), зеленый (3) и синий (С) с определенными максимумами в длинах волн. Сложные цвета из основных совпадают по цветовому тону со спектральными, но не достигают полной насыщенности. Сам процесс смешения можно производить двумя путями — аддитивным и субтрактивным. В последнем случае в качестве основных применяют хроматические цвета, называемые дополнительными: голубой (минус К), пурпурный (минус 3) и желтый (минус С).

Во всех процессах трехцветной фотографии должны выполняться:

1) анализ цветов — получение через синий, зеленый и красный светофильтры трех цветоделенных негативов;

2) синтез цветов — получение трех цветоделенных позитивов и путем аддитивного или субтрактивного способа воспроизведение многоцветного изображения, соответствующего объекту.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что до открытия спектральной сенсибилизации не представлялось возможным применение трехцветного принципа ни аддитивным, ни субтрактивным путем.

Поскольку в цветоделенных позитивах прозрачности отдельных участков пропорциональны интенсивностям составляющих основных цветов, то в аддитивном способе образование конечного цветного изображения достигается смешением цветных потоков, пропущенных через частичные диапозитивы, перекрытые соответствующими светофильтрами — синим, зеленым, красным. В силу тех же закономерностей при субтрактивном способе формирование цветного изображения осуществляется совмещением частичных позитивов, окрашенных в дополнительные цвета — желтый, пурпурный, голубой.

В числе аддитивных способов следует прежде всего указать на растровую цветную фотографию, предсказанную Дюко дю Ороном еще в 1868 году. Однако только в 1907 году братья Люмьер разработали мозаичный трехцветный растр и выпустили пластинки «Автохром». Пятью годами позже появились в продаже аналогичные пластинки «Агфа-колор». Выпускались также трехцветные регулярные съемные растры. Линейчатый растр впервые запатентовал Джоли. Растровый вариант цветной фотографии был распространенным приблизительно до 1935 года. В кинематографии находил ограниченное применение линзово-растровый способ, предложенный Бертоном,— он представляет собой оптическую форму трехцветного растра.

Существует и несколько вариантов субтрактивного способа. Для одиночных фотографий наиболее надежным можно считать метод совмещения трех монохромных изображений, окрашенных в дополнительные цвета с применением позитивного процесса с хромированной желатиной (пигментного, озоброма). Впервые на него указали Дюко дю Орон и Кро в 1869 году.

Наиболее ценным в практическом отношении является гидротипный процесс цветной печати, сущность которого — в получении трех матриц (слоев с желатиновым микрорельефом), окрашенных соответствующими красителями в дополнительные цвета. Частичные монохромные изображения переносятся затем контактным путем на окончательную подложку (бумагу, пленку). Можно указать на два способа получения матриц в зависимости от свойств красителей. 1) В случае красителей, окрашивающих незадубленную желатину, печатают с позитивных копий,— это способ Эдвардса, усовершенствованный Кро (1880). 2) В случае красителей, удерживаемых задубленными участками, для печати применяют негативы,— способ Шардона и братьев Люмьер (1900).

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.