фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Цветофотографические процессы

Стремление получать цветное изображение фотографическим путем всегда сопутствовало развитию черно-белых процессов. Вначале были попытки сразу получать изображение при действии цветных лучей. Первое указание о возникновении цвета при освещении хлористого серебра фиолетовыми лучами принадлежит швейцарскому ученому Сенебье (1782). Значительно позднее Зеебек провел серию опытов по облучению спектрально разложенным светом мокрого слоя хлористого серебра, распределенного равномерно по бумаге. Он наблюдал появление окраски, близкой к действовавшему световому потоку, но закрепить этот эффект оказалось невозможным. Аналогичные опыты проводились в 40-х годах XIX столетия Гершелем и Пуатвеном, но также безрезультатно в смысле закрепления окраски.

Ньепс де Сен-Виктор Ньепс де Сен-Виктор.

Заметно лучшие результаты были достигнуты Беккерелем, который получал относительно стойкие (при слабом освещении) цветные изображения спектра на обработанной хлором полированной серебряной поверхности. В 1851—1866 годы Ньепс де Сен-Виктор получил цветные изображения высокого качества, длительно сохранявшиеся, однако, только в темноте. Его работы явились прообразом интерференционной фотографии Липпмана.

К числу прямых способов получения цветного изображения следует отнести применение выцветающих красителей, хотя оно сочетается с трехцветным принципом воспроизведения цветов. Этот способ изучался в 1881 — 1910 годы рядом исследователей, но — вследствие многих трудностей — безуспешно. Способ основан на подборе трех светонеустойчивых анилиновых красителей — красного, зеленого и синего цвета, наносимых раздельными слоями на бумагу. Тогда при действии сложного светового потока происходит отбеливание отдельных слоев в тех областях спектральных лучей, которые ими поглощаются. Следовательно, остаются участки красного, зеленого и синего цвета, которые при сложении по аддитивному принципу образуют многоцветное изображение.

Из многих предложенных способов укажем на вариант Лизеганга, заключающийся в следующем: подбирают и смешивают растворы трех красителей основного цвета, чтобы смесь имела нейтрально-черный цвет, смесь наносят на бумагу и в сухом виде экспонируют; закрепить полученное изображение оказывается невозможным.

Описанными опытами фактически исчерпываются прямые способы цветовоспроизведения, не получившие вследствие своей несостоятельности практического распространения,— развитие цветной фотографии пошло по другим путям. За исключением гидротипии и некоторых других способов, еще иногда бытующих в полиграфии, все остальные варианты являются теперь достоянием истории фотографии. Их заменил субтрактивный способ, основанный на сочетании частичных изображений в одном комплексном — многослойном фотоматериале. Вначале практиковалось наложение независимых слоев с разной спектральной светочувствительностью, причем слои экспонировались в тесном контакте, тогда как обрабатывались раздельно. В результате получалось три цветоделенных негатива. Этот способ предложил в 1897 году опять-таки талантливый Дюко дю Орон.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.