фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Спектральная сенсибилизация фотографических слоев

Для фотографической практики имеет значение не только общая светочувствительность к белому свету, но и цветовая (спектральная), т. е. способность передавать шкалу всех цветовых томов в соответствии с восприятием глазом светлоты цветов. Фотоматериалы, чувствительные только к коротковолновым лучам, передают синие и фиолетового цвета большими плотностями на негативе, следовательно, целыми участками в позитивном изображении. Вместе с тем такие слои не различают другие цветные тона. Иными словами, происходит искажение цветопередачи по сравнению с восприятием глазом.

Задача исправить этот недостаток и продвинуть спектральную недочувствительность в новую часть спектра понималась как важная, однако она казалась неразрешимой, и долгое время приходилось мириться с цветослепой фотографией. Только в 1873 году гениальное открытие Г. В. Фогеля, обнаружившего оптическую (по его терминологии) сенсибилизацию, способствовало устранению названного недостатка. Явление оптической сенсибилизации, существующее в зеленых растениях, в принципе, дало возможность исправить ограниченную спектральную светочувствительность галоидосеребряных фотоматериалов, поэтому точнее его следует называть спектральной сенсибилизацией.

Герман Вильгельм Фогель Герман Вильгельм Фогель (1834-1898).

Явление спектральной сенсибилизации Фогель открыл в процессе своих исследований действия спектральных лучей на галоидные соли серебра, используя для этого небольшой спектрограф. При фотографировании солнечных спектров на разных сухих бромоколлодионных пластинках Фогель заметил, что некоторые из них отличались повышенной светочувствительностью в зеленой области спектра; ранее это не было известно. Зная, что в светочувствительном слое таких пластинок для устранения ореолов рассеяния находится краситель корралин, светопоглощение которого распространяется в зеленую часть спектра, Фогель приписал обнаруженный эффект его действию. Эта гипотеза была им доказана, во-первых, уничтожением зеленой светочувствительности путем вымывания красителя спиртом, во-вторых, получением аналогичного эффекта при введении в слой других красителей с похожим спектром поглощения.

Наблюдавшиеся факты свидетельствуют о том, что для создания светочувствительности в определенной спектральной зоне решающее значение имеет поглощение лучей этой зоны не только галоидным серебром, но и введенным окрашенным соединением. При этом Фогель установил, что такое вещество-краситель должно окрашивать галоидное серебро, а не желатину. Это значит, что краситель должен находиться в тесном контакте с поверхностью частиц галоидного серебра, т. е. адсорбироваться на нем. Далее Фогель констатировал, что спектральное поглощение красителя в спиртовом растворе и положение полосы сенсибилизации — ее максимум — не имеют полного совпадения. Надо сказать, что эти особенности являются, как было установлено позднее, основными закономерностями спектральной сенсибилизации.

Открытие Фогеля, устранившее цветовую слепоту серебряной фотографии и позволившее сохранить в черно-белом процессе правильную цветопередачу, было встречено вначале весьма недоверчиво. Только фотографические опыты с хлорофиллом Беккереля (в случае сенсибилизации коллодионных слоев) и с хлорофиллином натрия Тимирязева (в случае сенсибилизации желатиновых фотоматериалов) окончательно подтвердили открытие Фогеля. В 1874— 1880 годы Фогель выявил ряд важных побочных эффектов при спектральной сенсибилизации. Часто наблюдаемое понижение общей светочувствительности и вуалирующее действие имели значение при дальнейшем изучении и отборе сенсибилизирующих красителей в технологии производства фотоматериалов.

В 1875 году Уотерхоуз предложил для оптической сенсибилизации сухих коллодионных слоев в зеленой области спектра эозин, а в 1884 году Эдер обнаружил сенсибилизацию эритрозином бромосеребряных желатиновых слоев. Фотоматериалы такого типа выпускались для продажи под названием ортохроматических. Интересно заметить, что эозиновые коллодионные пластинки применял в 1880 году Браун для фотографирования картин в петербургском Эрмитаже и получил прекрасные результаты.

Просто красивые цветы.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.