фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Рождение фоторепортажа

Наблюдая за историей достижений русского фотоискусства, можно констатировать, что если по части профессионального фотопортрета выдающимся мастером был С. Л. Левицкий, в области бытового жанра - Л. О. Карелин, в этнографической фотографии — М. П. Дмитриев, то художественный пейзаж развивался главным образом усилиями любителей. Но особой областью фотографии как искусства является фоторепортаж, зарождение которого в России падает на вторую половину 1870-х годов, главным образом на время русско-турецкой войны. Хотя надо признать, что возможности этого вида фотоискусства были тогда еще весьма ограничены.

Решающую роль в становлении фоторепортажа, то есть расширении его масштабов, развитии техники и оперативности сыграла в начале XX века русско-японская война. Она подняла тиражи уже существовавших иллюстрированных журналов. Стала еженедельно выходить подробная «Летопись войны с Японией»: разнообразные снимки трагических событий на полях Маньчжурии и на Дальнем Востоке публиковались широко и часто.

Расстрел демонстрации В. Булла. Расстрел демонстрации в Петрограде (4 июля 1917 г.)

При Действующей армии постоянно находились профессиональные фоторепортеры из числа пионеров этого жанра в России; среди них особо должны быть названы замечательные мастера своего дела П. А. Оцуп и В. К. Булла, сумевшие в своих репортажах без прикрас показать последствия неудачных боев, сцены изнурительных переходов и рекогносцировок, подробности сурового быта солдат. Нельзя не отметить и уникальный снимок безвестного фотографа — взрыв броненосца «Петропавловск», натолкнувшегося на мину близ Порт-Артура в 1904 году; при этом вместе с командой погибли адмирал П. О. Макаров и художник В. В. Верещагин.

Странники в Василеве М. Дмитриев. Странники в Василеве.

Смутные времена бунтов 1905 года также давали обильный материал для фоторепортажа, хотя всестороннему освещению революционных событий сильно мешала цензура. Печатали в основном фоторепортажи казенно-официального характера, призванные демонстрировать внешнюю незыблемость самодержавия.

Кулачный бой Кулачный бой. М. Дмитриев.

Вспыхнувшая в 1914 году война с Германией дала новый, еще более мощный импульс развитию фоторепортажа. На всех фронтах документацию событий вели умелые фотографы, число которых в России к тому времени значительно возросло. Они регистрировали не только те или иные боевые эпизоды, но также и ужасы войны, бытовые и жанровые сцены тыловой жизни. На страницах периодики все чаще появлялись эмоциональные, сильно впечатляющие произведения фотоискусства. Среди фоторепортеров, кроме уже упомянутых П. А. Оцупа и В. К. Буллы должны быть названы К. К. Булла (отец последнего), Г. П. Гольдштейн, А. Ф. Дорн, Л. Я. Леонидов, А. И. Савельев, Я. В. Штейнберг.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.