фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Фотографы-художники

В начальный период своего развития фотография, естественно, еще не имела художественных традиций. Однако под влиянием классического изобразительного искусства фотографы-художники показали, что фотография располагает особыми, только ей присущими изобразительными средствами. Это связано с тем, что в фотографическом творчестве с успехом может быть использован весь арсенал техники фотографии вместе с дополнительными к негативному изображению мощными средствами позитивной печати.

Бродячие певцы А.О. Карелин. Бродячие певцы.

В числе русских художников-фотографов прежде всего следует назвать А. О. Карелина, который после окончания Петербургской Академии художеств увлекся фотографией и достиг в ней блестящих успехов,— он является пионером жанровой фотографии. Бытовые снимки Карелина поражали современников мастерством композиции, изяществом формы, умелой работой с освещением, лиричностью, наконец. На Всемирной фотографической выставке в Эдинбурге (1880) Карелин единственный из участников удостоился высшей награды — золотой медали. Можно констатировать, что он один из первых доказал своими превосходными снимками близкую связь живописи и фотографии,— и та и другая способны создавать подлинные произведения искусства.

Учеником А. О. Карелина был художник-фотограф М. П. Дмитриев, автор замечательной «Волжской коллекции», в которую вошли характерные пейзажи, снимки исторических мест и памятников, картины волжского судоходства, типы населения, быт, обычаи, трудовые процессы. «Волжская коллекция» демонстрировалась не только в России, но и на выставках в Амстердаме, Париже, Чикаго, Нью-Йорке,— и везде Дмитриеву присуждались награды. Неурожай и голодный 1891 год нашли яркое отражение в творчестве этого художника-фотографа. Его работы отнюдь не были бесстрастными документами стороннего наблюдателя,— они впечатляюще передавали жизнь русского народа.

Далее следует указать на высокополезную деятельность в области художественной фотографии С. А. Лобовикова, который с 90-х годов XIX века в течение 25 лет, находясь под воздействием творчества художников-передвижников, являлся большим мастером жанровой фотографии. С 1910 года он много внимания уделял комбинированной печати — озоброму. За свои работы Лобовиков получил немало наград на отечественных и зарубежных выставках. С 1935 года Лобовиков занимался научно-прикладной фотографией в системе АН СССР. Здесь он, в частности, применил метод Е. Ф. Буринского для выявления стертых временем деталей палеонтологических объектов: отпечатков ископаемых растений, собранных экспедицией Академии наук на Земле Франца-Иосифа, и в результате этой по существу исследовательской работы получил ценнейшие научные сведения.

Женский портрет Н. И. Свищов-Паола. Женский портрет.

Видное место в истории русской художественной фотографии занимают работы Н. А. Петрова. Он с молодости увлекался фотографией, и уже в 21 год получил золотую медаль за свои замечательные портретные снимки на Рижской фотографической выставке (1896). Петров и в дальнейшем отдавал предпочтение жанру портрета, причем был одним из пионеров и пропагандистов бромомасляного способа позитивной печати.

В первом десятилетии XX века выдвигается ряд новых фотохудожников-портретистов, среди которых особо выделялись М. С. Наппельбаум, Н. И. Свищов-Паола, М. А. Сахаров. Надо сказать, что в 1912—1916 годы видное место в этой области занимал А. И. Трапаци, показавший прекрасные результаты, применяя для портретной фотографии комбинированные методы позитивной печати (озобром).

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.