фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Живопись с этого дня умерла

Говорят, что еще на заре развития фотографии мастерскую Дагерра посетил знаменитый французский художник П. Делярош; рассматривая дагерротипы, он воскликнул: «Живопись с этого дня умерла». Это была, конечно, гипербола,— за минувшие с тех два с лишним столетия живопись продолжает процветать, и фотография нашла свое достойное место в деятельности человека. Вместе с тем восклицание художника свидетельствует о том, что он увидел в фотографии новое своеобразное искусство.

Давид Октавиус Хилл Давид Октавиус Хилл (1802-1870).

В широких художественных кругах дореволюционной России фотография считалась только светописной техникой, далекой от подлинного искусства. За рубежом также большинство художников отнюдь не разделяли точку зрения Деляроша. Однако уже в 1843—1845 годы шотландский художник Хилл, работавший вместе с Адамсоном, показал, что средствами талботипии можно получить портреты и групповые фотографии, стоящие по художественному совершенству на уровне живописного мастерства. Поэтому именно Хилл и считается родоначальником художественной фотографии.

Упрощенная оценка фотографии как мертвой в художественном отношении светописи была опровергнута трудом энтузиастов-художников, хорошо владевших фотографической техникой. В результате напряженных исканий по мере своего усовершенствования фотография превращалась в область подлинного творчества. Фотографические произведения, основанные на достоверности, подлинности изображаемых событий, несут вместе с тем художественное обобщение, раскрывают внутренний смысл запечатленной ситуации, характер рисуемой личности.

Мужской портрет работы Дэвида Хилла. 1844 год.

Даже в самом кратком рассказе об истории фотографии нельзя не сказать двух слов о Надаро (1820—1910) — человеке-легенде первых лет существования светописи. Это был яркий и темпераментный энтузиаст, постоянно искавший все новые и новые точки приложения своей незаурядной талантливости. Он писал статьи и художественную прозу, рисовал карикатуры, все время что-то изобретал. Он был другом Жюля Верна, которому подсказал сюжет «Путешествия на Луну». Его пристрастие к экспериментам не знало меры, он никогда не бывал доволен достигнутым и всегда старался сделать невозможное. Например, в начале 1860-х годов, не слушая скептиков, фотографировал парижские катакомбы, где царила непроглядная тьма, при электрическом свете, полученном от гальванических батарей. Наиболее значительным достижением Надара стала портретная галерея его знаменитых современников, причем нередко ему приходилось преодолевать неприязнь и недоверие своих моделей к странному новшеству, каким тогда представлялась фотография. В частности, Надару принадлежат фотографические портреты композиторов Россини и Берлиоза, художников Делакруа и Милле, писателей Жорж Санд, Бальзака, Бодлера, имеющие огромную историческую и художественную ценность.

Надар Надар (Гаспар Феликс Турнашон) (1820—1910).
2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.