фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Развитие фотографии в России

Начало здесь. К цветофотографической проблеме относится работа Э. Козловского, занимавшегося трехцветной фотографией. Он сконструировал трехсъемную фотографическую камеру, получив на нее в 1889 году «привилегию», т. е. авторское право. В основу конструкции положен эффект расщепления световых лучей на три пучка, каждый из которых проходил через светофильтры — зеленый, оранжевый и фиолетовый; каждый светофильтр состоял из двух стекол, покрытых окрашенной желатиной с подобранными по спектрам поглощения красителями. Козловский создал два варианта камеры. Опытный образец демонстрировался в Киевском фотографическом обществе, однако распространения этот аппарат не получил. Через некоторое время (1895) изобретение аналогичной камеры было приписано французскому фотографу Наше (ударение на последнем слоге), хотя патент на нее был взят только в 1907 году.

Заслуживает повторного упоминания значительно опередившее технику того времени изобретение И. Полякова (1899), показавшее реальную возможность автоматического регулирования экспозиции. Дореволюционные годы XX века ознаменованы работами Г. А. Тихова, Б. И. Фаворского, Н. А. Шилова, А. А. Поповицкого, П. В. Клепикова, И. Ф. Усагина. К ним следует еще добавить исследование явления соляризации, (обращение изображения при больших экспозициях), успешно проводившееся в 1905 году в Московском университете Н. В. Преображенским, а также работу астронома С. К. Костинского, который впервые обнаружил (1904) важную роль фотографических микроэффектов в астрофотографии и в другой научной документации.

Сергей Константинович Костинский Сергей Константинович Костинский (1867—1936).

К переходному времени, т. е. до и после революции, относится плодотворная деятельность четырех зарекомендовавших себя в области фотографии ученых: во-первых, В. И. Срезневского, которого по праву следует считать основоположником научно-прикладной отечественной фотографии; во-вторых, С. О. Максимовича, известного специалиста в области фотографической сенситометрии и цветной кинематографии; в-третьих, Н. Е. Ермилова, большого авторитета по вопросам прикладной фотографии и, в-четвертых, А. И. Прилежаева, изучавшего применение светофильтров и цветографические проблемы. Несмотря на техническую отсталость и трудности в постановке экспериментальных работ, в России неустанно действовала пытливая исследовательская мысль.

2006-2017 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.