Особой отраслью фотографии является способ получения стереоскопических изображений, которые представляются зрителю объемными, т. е. позволяют воспринимать форму деталей объекта съемки и их взаимное расположение. Объемность обусловлена стереоскопическим эффектом, возникающим при наличии стереопары, т. е. совокупности двух сопряженных изображений одного и того же объекта, сфотографированного с двух разных точек. Для получения стереопары применяют стереоскопический фотоаппарат с двумя одинаковыми объективами, оптические оси которых расположены на определенном расстоянии одна от другой; затвор у такого аппарата работает синхронно и с одинаковой выдержкой.
Стереофотографический метод основывается на эффекте объемного восприятия внешнего мира, которое естественно присуще бинокулярному зрению. Правый и левый глаз человека наблюдают объект с различных точек зрения, разделенных некоторым расстоянием — стереобазой, которая равна 65—70 мм, так что изображения, возникающие на сетчатке каждого глаза, несколько отличаются друг от друга. Однако в сознании человека происходит их физиологическое слияние в одно результирующее пространственное ощущение.
Аналогичный эффект возникнет и при рассматривании стереопар при условии, что каждый глаз видит только одно, соответствующее ему изображение. Такое раздельное наблюдение осуществляется с помощью специального оптического прибора — стереоскопа. Впервые явление стереоскопичного зрения обнаружил Евклид в III веке до н. э.; 500 лет спустя оно было уточнено физиком и врачом Галеном. Еще позднее Леонардо да Винчи указывал, что изображения на сетчатке каждого глаза неодинаковы, что экспериментально подтвердил итальянский архитектор Джиованни Порта при помощи рисованных картинок для правого и левого глаза, причем для достижения стереоэффекта им впервые предложен принцип стереоскопа.
 Стереофотография (1860).
Первый опыт стереоскопического фотографирования предпринял Мозер в 1844 году, т. е. в эпоху дагерротипии. В Музее природоведения и техники (Мюнхен), в фотографическом отделе, хранится стереоскопическая камера для дагерротипных пластинок 13Х 18 см, созданная в 1850 году Милле. В России стереоскопический аппарат впервые был разработан в середине прошлого века,— соответствующий патент был выдан в 1854 году И. Ф. Александровскому, мастеру живописного цеха. Аппарат Александровского предназначался для мокрого коллодионного процесса.
В нем были закреплены перемещающиеся объективы; наводка на фокус производилась выдвиганием задней части стереоскопического аппарата. С именем талантливого конструктора Д. П. Езучевского связано создание в 1875 году стереоскопического фотоаппарата, рассчитанного на 12 сухих бромо-желатиновых пластинок размером 17X8,5 см, которые внутри камеры автоматически перекладывались на место матового стекла; фотокамера была снабжена затвором, позволявшим фотографировать моментально и с выдержкой. Аппарат Езучевского широко применялся для географических и других научных исследований. На выставке в Париже в 1878 году он был отмечен бронзовой медалью.
Стереоскопический эффект, при котором еще воспринимается различие в положении по глубине разноудаленных предметов, ограничен определенным расстоянием — величиной стереобазы. При непосредственном наблюдении невооруженным глазом это расстояние — радиус стереоэффекта — колеблется в пределах 500—1000 метров. Методы и средства современной стереосъемки позволяют посредством увеличения стереобазы значительно расширять границы стереоскопического эффекта,— при аэросъемке, например, такое расширение достигается частичным перекрытием соседних снимков. Еще в годы первой мировой войны этот способ применяли для уточнения дешифрирования материалов фоторазведки.
В СССР большой вклад в стереоскопическую фотографию внес Н. А. Валюс, написавший фундаментальную монографию «Стереоскопия» (1962), переведенную на английский язык.
|