фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Стереофотография

Особой отраслью фотографии является способ получения стереоскопических изображений, которые представляются зрителю объемными, т. е. позволяют воспринимать форму деталей объекта съемки и их взаимное расположение. Объемность обусловлена стереоскопическим эффектом, возникающим при наличии стереопары, т. е. совокупности двух сопряженных изображений одного и того же объекта, сфотографированного с двух разных точек. Для получения стереопары применяют стереоскопический фотоаппарат с двумя одинаковыми объективами, оптические оси которых расположены на определенном расстоянии одна от другой; затвор у такого аппарата работает синхронно и с одинаковой выдержкой.

Стереофотографический метод основывается на эффекте объемного восприятия внешнего мира, которое естественно присуще бинокулярному зрению. Правый и левый глаз человека наблюдают объект с различных точек зрения, разделенных некоторым расстоянием — стереобазой, которая равна 65—70 мм, так что изображения, возникающие на сетчатке каждого глаза, несколько отличаются друг от друга. Однако в сознании человека происходит их физиологическое слияние в одно результирующее пространственное ощущение.

Аналогичный эффект возникнет и при рассматривании стереопар при условии, что каждый глаз видит только одно, соответствующее ему изображение. Такое раздельное наблюдение осуществляется с помощью специального оптического прибора — стереоскопа. Впервые явление стереоскопичного зрения обнаружил Евклид в III веке до н. э.; 500 лет спустя оно было уточнено физиком и врачом Галеном. Еще позднее Леонардо да Винчи указывал, что изображения на сетчатке каждого глаза неодинаковы, что экспериментально подтвердил итальянский архитектор Джиованни Порта при помощи рисованных картинок для правого и левого глаза, причем для достижения стереоэффекта им впервые предложен принцип стереоскопа.

Старая стереофотография Стереофотография (1860).

Первый опыт стереоскопического фотографирования предпринял Мозер в 1844 году, т. е. в эпоху дагерротипии. В Музее природоведения и техники (Мюнхен), в фотографическом отделе, хранится стереоскопическая камера для дагерротипных пластинок 13Х 18 см, созданная в 1850 году Милле. В России стереоскопический аппарат впервые был разработан в середине прошлого века,— соответствующий патент был выдан в 1854 году И. Ф. Александровскому, мастеру живописного цеха. Аппарат Александровского предназначался для мокрого коллодионного процесса.

В нем были закреплены перемещающиеся объективы; наводка на фокус производилась выдвиганием задней части стереоскопического аппарата. С именем талантливого конструктора Д. П. Езучевского связано создание в 1875 году стереоскопического фотоаппарата, рассчитанного на 12 сухих бромо-желатиновых пластинок размером 17X8,5 см, которые внутри камеры автоматически перекладывались на место матового стекла; фотокамера была снабжена затвором, позволявшим фотографировать моментально и с выдержкой. Аппарат Езучевского широко применялся для географических и других научных исследований. На выставке в Париже в 1878 году он был отмечен бронзовой медалью.

Стереоскопический эффект, при котором еще воспринимается различие в положении по глубине разноудаленных предметов, ограничен определенным расстоянием — величиной стереобазы. При непосредственном наблюдении невооруженным глазом это расстояние — радиус стереоэффекта — колеблется в пределах 500—1000 метров. Методы и средства современной стереосъемки позволяют посредством увеличения стереобазы значительно расширять границы стереоскопического эффекта,— при аэросъемке, например, такое расширение достигается частичным перекрытием соседних снимков. Еще в годы первой мировой войны этот способ применяли для уточнения дешифрирования материалов фоторазведки.

В СССР большой вклад в стереоскопическую фотографию внес Н. А. Валюс, написавший фундаментальную монографию «Стереоскопия» (1962), переведенную на английский язык.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.