фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Усовершенствование фотографического процесса

От гелиографии Ньепса до эпохи сухих бромосеребряных желатиновых фотоматериалов шло постепенное усовершенствование фотографического процесса.

Оно выражалось в первую очередь ростом светочувствительности, а также изменением обработки экспонированных слоев. Увеличение светочувствительности сопровождалось, естественно, уменьшением времени экспонирования, а следовательно, расширением областей применения фотографии (помимо всегда существовавшей фотографии портретной и бытовой). Столь значительное усовершенствование фотографического процесса вызвало увеличение числа научно-технических дисциплин, в которых применение фотографии могло с успехом заменить визуальное наблюдение. Прежде всего это относилось к документированию различных событий, иногда неповторимых, как из жизни человеческого общества, его истории, так и природы.

Фотографическая документация позволяла навеки закреплять и распространять полученную информацию в мировом масштабе. В качестве примера нагляден эпизод, связанный с экспедицией Андрэ на воздушном шаре на Северный полюс.

Вылетев в 1897 году, экспедиция исчезла, и никаких сведений об участниках не было до 1030 года, когда случайно был обнаружен их последний лагерь. В нем были найдены фотоаппарат и катушки заснятой и незаснятой пленки «Кодак», срок годности 1898 г. Пленку передали в фотолабораторию Высшего технического училища в Стокгольме, где с соблюдением исключительных предосторожностей она и была проявлена. На некоторых кадрах проступало слабое скрытое изображение, все-таки сохранившееся, несмотря на то, что катушки при таянии снега наполнялись водой, затем замерзали, оттаивали, снова замерзали. И так тридцать три года. После специальной обработки и перекопирования удалось получить снимки, которые показали (в дополнение к дневникам) картину трагической гибели экспедиции.

Снимок воздушного шара экспедиции Андрэ Снимок воздушного шара экспедиции Андрэ

Как иллюстрационное средство фотографию стали широко применять в описательных науках — ботанике, зоологии, географии и др. Фотографический метод внедрялся благодаря его объективности, способности регистрировать отдельные фазы движения и передавать многие детали на одном снимке. Вот только таких фотографий сохранилось немного.

Прыжок в воду Г. Эджертон. Прыжок в воду (1939)

Надо отметить, что художественной фотографии всё же повезло гораздо больше. Интерес к дагерротипии затронул некоторых художников, среди которых следует упомянуть А. И. Деньера. Он получил образование в Академии художеств в Петербурге, а в 1843 году открыл дагерротипное ателье, которое пользовалось высокой репутацией; там были сняты первые по времени портреты многих писателей, художников, артистов; хорошо известен, например, часто репродуцируемый портрет Т. Г. Шевченко (1858). В 1873 году Деньер получил высшую награду на Международной выставке в Вене.И в настоящее время в Эрмитаже (в Санкт-Петербурге), в Историческом музее (в Москве) и в некоторых других местах хранятся интересные коллекции дагерротипов. Правда, многие дагерротипы погибли, так как они, к сожалению, недолговечны. Поэтому в практику вошло золочение их поверхности, что повышало качество изображения и способствовало большей сохранности.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.