фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Применение хромированных коллоидов

Применение в фотографии хромированных коллоидов (желатины, клея, гуммиарабика, альбумина, поливинилового спирта — ПВО), т. е. слоев этих веществ, обработанных раствором бихромата калия, основано на фотохимическом восстановлении данного соединения в присутствии коллоида и задубливании последнего продуктами низших окислов хрома. При этом коллоид теряет растворимость в горячей воде, образуя в слое рельеф вымывания; в холодной же воде уменьшается набухаемость, что также ведет к образованию рельефа набухания. Для визуализации рельефа вымывания в желатиновый или другого коллоида слой вводят пигмент (окрашенное нерастворимое соединение), и при проявлении горячей водой на подложке остается видимое изображение. Однако на практике этот пигментный процесс оказывается более сложным: проявлять приходится после переноса экспонированного слоя на другую подложку, а по завершении проявления, чтобы сделать зеркальное изображение нормальным, необходим повторный перенос слоя на постоянную подложку.

Варианты хромированных коллоидов.

Существует и другой способ визуализации: после копирования слой размачивают в холодной воде, на созданный рельеф набухания в мокром состоянии наносят масляную краску, которая удерживается только на задубленных участках (масляный процесс), и воспроизводят нормальное изображение, соответствующее объекту фотографирования. Легко понять, что при копировании под негативным изображением задубливание происходит по месту прозрачных участков, соответствующих теням объекта, а при визуализации в этих местах как раз и остается пигмент, т. е. в конечном счете формируется позитивное изображение.

Необходимое задубливание слоя хромированного коллоида в соответствии с распределением яркостей в объекте может осуществляться не только прямым путем — непосредственным действием света при печати через негатив, но также и непрямым — химическим дублением. Последнее производится наложением на размоченный серебряный отпечаток мокрого слоя хромированного коллоида,— тогда в этих слоях происходят восстановительно-окислительный процесс между бихроматом калия и серебром и соответственное задубливание коллоида.

Визуализация при этом методе совершается так же, как описано выше. Светочувствительность бихромата калия в присутствии органических солей была впервые установлена в 1832 году Зуковым, а возможность его применения для фотографии показана англичанином Понтоном, наблюдавшим изменение окраски пропитанной раствором бихромата калия бумаги. Однако открытие светочувствительности хромированной желатины принадлежит Фокс Талботу (1852).

Существенно важные исследования в области фотохимических процессов проводились советскими учеными, изучавшими значение и функции отдельных компонентов проявляющего раствора и в связи с этим оптимальный состав такого раствора.

В качестве фиксирующего средства со времен Талбота применяли растворы тиосульфата натрия. При этом для устранения желтой вуали в случае некоторых проявителей было рекомендовано (1899) подкисление растворов бисульфитом натрия, а для большей прочности эмульсионного слоя (путем задубливания желатины) прибавление квасцов (1881), также способствующих устранению окрашивания проявленного слоя.

Кроме этих видов обязательной обработки фотографическая практика выработала дополнительные способы улучшения проявленных негативов. К ним относятся ослабление (1876) и усиление (1875); в отношении их известна разнообразная рецептура, количественные исследования которой позволили распределить их по характеру действия на увеличивающие и уменьшающие контраст изображения.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.