фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Проявление

Светочувствительные слои после экспонирования подвергают дополнительной обработке — сначала усилению скрытого изображения, т. е. проявлению, а затем закреплению, т. е. фиксированию. Следует особо подчеркнуть, что только благодаря проявлению фотография смогла достигнуть тех исключительных результатов, которые в наше время кажутся уже вполне обычными и не вызывают удивления.

Кардинал дэ Амбуаз Кардинал дэ Амбуаз. С гелиогравюры Н. Ньепса (асфальтовый процесс 1826 год).

Проявление применялось еще в гелиографии Ньепса (1822) и особенно эффективно — в эпоху дагерротипии, когда, однако, но сводилось, скорее, к визуализации участков слоя, на которые действовал свет. В дальнейшем развитие процесса проявления шло по двум направлениям, а именно физического или химического видоизменения. В первом случае металлическое серебро образуется по месту действия света за счет восстановления нитрата серебра, вводимого в проявляющий раствор; во втором — восстанавливается галоидное серебро эмульсионных микрокристаллов, в которых при экспонировании возникли центры проявления.

В ранних негативно-позитивных процессах (талботипия, мокрый коллодионный процесс и его модификации) применялось физическое проявление — раствором пирогаллола с нитратом серебра (с добавлением лимонной или уксусной кислоты). Позднее (1863) Расселл предложил щелочное проявление — аммиачно-пирогаллоловый раствор. К этому же времени (1864) относится применение бромосеребряных коллодионных эмульсий, проявляющихся также в названном щелочном проявителе. Дальнейшие исследования и фотографическая практика показали, что щелочное проявление пригодно не только для бромосеребряных коллодионных эмульсий,— преимущественное использование оно получило в случае бромосеребряных желатиновых слоев, которые раньше проявлялись в пирогаллоловом проявителе с аммиаком, что сопровождалось окрашиванием желатинового слоя, нежелательным в негативном процессе, особенно при печати с таких негативов.

В 1882 году Герберт Б. Беркли значительно улучшил этот проявитель, предложив вводить в раствор сульфит натрия, устранявший указанный недостаток. Данное улучшение оказалось весьма действенным также и для других применявшихся в дальнейшем проявителей и укрепилось как обязательное в фотографической практике.

Начало больших успехов в области синтеза новых соединений, обладающих избирательной способностью усиливать скрытое изображение, относится к 1880 году, когда были введены в практику два эффективных проявителя — гидрохинон и пирокатехин. Затем, в 1888 году, к ним прибавился парафенилендиамин, а в 1891-м — амидол и парааминофенол, а также производные последнего — метол и глицин.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.