фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Появление хлоро-серебряных фотобумаг

Важным для фотографической практики представляется опубликование в 1881 году Эдером способа изготовления хлоро-серебряных фотобумаг с проявлением, что послужило началом выпуска так называемых газопечатных фотобумаг, которые обычно имеют смешанную твердую фазу эмульсии — хлоро-бромистую. Обработка таких бумаг может производиться при желтом или слабом нормальном освещении, а так как в ту пору применялось газовое освещение, отсюда и происхождение указанного названия. Фирма «Кодак» выпускала хорошо известную фотобумагу «Велокс», применявшуюся и в России до прекращения импорта. Эта бумага относится к малочувствительным — «медленным» позитивным сортам. Такой вид эмульсии хорошо пригоден также для диапозитивных слоев (пластинок и фотопленок).

Дальнейшие успехи производства фотобумаг с эмульсионным слоем связаны с разработкой и внедрением специальных поливных машин для нанесения эмульсии на широкую бумажную основу. Такая машина впервые была применена на фирме «Кодак» в 1884 году. Впоследствии поливные машины применяли исключительно для негативных фотоматериалов на гибкой подложке, в основном для кинопленки.

В России, в Петербурге, недолго (до 1889 года) существовала фабрика Старкова, производившая неплохую хлоро-серебряную фотобумагу. В те же годы технические фотобумаги изготовляло небольшое кустарное производство Сухарева: в 1882 году оно производило некоторое время светокопировальную, а в 1884 году выпустило первую фототипную (каллитипную) бумагу, используя для нее принцип железо-серебряного копировального процесса.

В 1881 году Варнерке совместно со Срезневским организовали в Петербурге научную лабораторию и при ней небольшое производство фотопластинок, а позднее — хлоро-серебряной фотобумаги. И только в первые годы после революции возникло несколько фотобумажных фабрик, продукция которых по качеству мало отличалась от зарубежной. С закатом НЭПа и началом индустриализации в СССР (1929) они были поглощены государственными предприятиями.

Кроме фотобумаг общего назначения, главным образом для полутоновых копий, существует ряд технических типов бумаг для штриховых оригиналов и документации. Первыми среди них должны быть названы самые ранние по времени бумаги со светочувствительными солями трехвалентного (окисного) железа. Под действием света при экспонировании совершается их восстановление, т. е. превращение в закисные соли. Но образующееся изображение оказывается очень слабым и нуждается в усилении и фиксировании.

Широкое применение получили цианотипные (ферропруссиатные) бумаги, образующие синее изображение (синьки). На этих бумагах в зависимости от реагента-усилителя можно получать негативные изображения оригинала (белые линии на синем фоне) или позитивные (синие линии на светлом фоне). К этой же категории процессов относится и фототипия, в которой серебряное изображение образуется в результате восстановления ионов серебра закисной солью железа.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.