фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Фотоматериалы на бумажной подложке

С развитием процессов получения негативного изображения возникла необходимость создания фотоматериалов, в основном на бумажной подложке, для изготовления и размножения позитивных фотокопий. Талбот, впервые открывший негативно-позитивный процесс, применял бумагу, пропитанную хлористым серебром, и можно считать, что это он положил начало дневным фотобумагам (с видимым печатанием). Позднее (1840) Тейлор установил, что для улучшения качества таких бумаг их сенсибилизацию купанием в растворе хлорида натрия следует дополнять обработкой аммиачным раствором нитрата серебра; то же самое подтвердил и Валента, применивший этот способ при изготовлении бумаг без проявления.

Различают три типа дневных фотобумаг — альбуминовую, целлуидиновую и аристотипную,— имеющих слойное покрытие, соответственно из альбумина (яичного белка), коллодия и желатины. Сначала применялись альбуминовые бумаги, которые приготовлял сам фотограф. Для этого на бумагу наносили слой раствора альбумина, содержащего хлорид натрия, и после высыхания производили купание в растворе нитрата серебра. Такой способ был предложен в 1850 году и продержался около 30 лет. Затем стали применять бумаги с покрытием эмульсионно-коллодионным слоем, названные целлуидиновыми. Еще позднее (1897) были предложены фотобумаги с желатиновым слоем — аристотипные (от греческого наилучший). С этого времени возникло промышленное производство целлуидиновых и аристотипных сортов бумаг, причем в их слои стали вводить для увеличения сохранности и улучшения качества изображения лимонную (или винную) кислоту.

Очень важной стороной позитивного процесса на дневных фотобумагах является улучшение тона изображения, который при обычном фиксировании имеет неприятный цвет. Для получения красивых оттенков в 1847— 1850 годы было рекомендовано вирирование (тонирование), которое практически осуществляется одновременно с фиксированием: согласно предложенным рецептам, вместе с тиосульфатом прибавляют соли свинца, золота или других металлов, в результате происходит замена на другой металл и улучшается качество отпечатка.

В России описанные фотобумаги применяли до первой мировой войны (особенно широко в любительской практике) и главным образом импортные. Отечественное производство было по объему ничтожно: в 1881 году существовала в Динабурге (ныне Даугавпилс) небольшая фабрика Руктешеля, производившая альбуминовую фотобумагу, которую эксперты признавали лучше зарубежной, однако предприятие проработало всего один год.

В 1874 году Маусдлей обратил внимание на применимость для позитивной печати бромосеребряных эмульсионных слоев с проявлением, хотя производство соответствующих фотобумаг на открытой им фабрике поставлено не было. Пять лет спустя их производство было начато на фабрике Свана в Англии; позднее открылся ряд фабрик во Франции и Германии. В это же время начали выпускать фотобумагу, по светочувствительности пригодную для увеличений.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.