фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Фотомеханические предприятия в России

Наибольшую известность и конце XIX века получили фотомеханические предприятия Рейн Гардта в Петербурге и Шерер-Набгольца в Москве; они не без успеха выпускали географические карты, гравюры и другие художественные издания. В 1880 году в Бельгии состоялась Международная фотографическая выставка, на которой фирма Рейнгардта получила почетную медаль за «фотографическое воспроизведение древних рукописей».

Переход на новый фотографический процесс с сухими фотоматериалами в России замедлился, хотя за рубежом в 1880 — 1882 годы их применение уже широко практиковалось. Несмотря на удобство работы с ними, в России предпочитали фотографировать по старинке,— сказывались привычка и слабое развитие отечественной промышленности. Принадлежавшая немецкому предпринимателю Фелишу первая небольшая фабрика сухих пластинок открылась в 1881 году и просуществовала до 1906 года.

Семейная группа. Неизвестный автор.

В это же время в Петербурге производство хлоро-серебряных желатиновых фотобумаг с проявлением организовали известные деятели в области русской фотографии Л. Варнерке и В. И. Срезневский. В связи с возникшей потребностью в желатине и эмпирически установленным ее влиянием на фотографические свойства эмульсий, а также на механические качества сухих и влажных слоев Срезневский в 1883 году провел сравнительное испытание выпускавшихся зарубежными фирмами двадцати образцов желатины.

Лишь к самому концу 19-го столетия (после 1896 года) в России появились продержавшиеся до революции небольшие фабрики фотопластинок «Ирис» И. Покорного, «Вся Россия» К. Фреланда и «Победа» Занковского. Они давали неплохую продукцию, количество которой, однако, не могло удовлетворить растущие потребности, закономерным следствием чего стал импорт, конечно невыгодный государству.

Росту химико-фотографической промышленности в России мешала иностранная конкуренция,— зарубежные фирмы выпускали лучшую продукцию и в большем ассортименте. Вместе с тем правительство мало поощряло русских предпринимателей, тем самым открывая возможность легкого сбыта иностранных фотоматериалов по высокой цене. Попытки ряда русских энтузиастов преодолеть трудности большей частью кончались неудачно. Все это отрицательно сказалось в дальнейшем, особенно в годы первой мировой войны, когда фотоматериалы понадобились для военных целей.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.