фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Переписка Нисефора Ньепса

С именем академика Гамеля связано появление в Академии наук обширного собрания документов по истории фотографии, относящихся к периоду 1787— 1841 годов. В Париже в 1839 году Гамель познакомился с Исидором, сыном Нисефора Ньепса, и получил от него множество ценнейших материалов — оригинальных писем, рисующих взаимоотношения лиц, стоявших у колыбели фотографии. По этим письмам Гамель собирался написать историю возникновения фотографии и поднять таким образом авторитет Нисефора Ньепса, приниженный, как думал Исидор Ньепс, Дагерром. Но если быть беспристрастным, то, конечно, первенство принадлежит таланту Дагерра. Достаточно упомянуть использование им йодистого серебра (отвергнутого Ньепсом) и паров ртути для проявления,— в сущности, открытие скрытого изображения.

Ателье фотографа Ателье фотографа середины 19-го века

После смерти И. X. Гамеля (1861) его племянник и наследник В. Гамель передал в 1863-м и 1868 годах большую часть упомянутых документов в Академию наук, а позднее (1875) по письму Академии представил и остальные. По постановлению Конференции Академии наук вся переписка и другие материалы Гамеля были помещены на хранение в Библиотеку Академии, а впоследствии в Архив, где они и пролежали под спудом в течение многих лет, оставаясь никому не известными.

Только в 1928 году русский историк П. Г. Васенко, работая в Рукописном отделе Библиотеки АН СССР, сделал неожиданное открытие — обнаружил собрание бумаг под общим названием «Переписка Ньепса». В краткой заметке в журнале «Фотограф» (1928) он сообщил, что в найденной им коллекции из архива Гамеля содержится свыше 140 документов — подлинных писем, записок и рукописей — несомненно огромной ценности.

Эти материалы предварительно рассмотрел профессор Н. Е. Ермилов, изложивший результаты своего обследования в статьях «Фотографа» (1928) и «Фотоальманаха» (1929); кроме того, Ермилов представил сообщение о них на Международный конгресс по фотографии (Дрезден, 1931). Поскольку работа Ермилова имела лишь общий ознакомительный характер, Президиум АН СССР постановил продолжить изучение документов, чтобы к столетию фотографии (1939) опубликовать о них подробные сведения с комментариями. Руководил этой большой работой академик С. И. Вавилов, а основное участие в ней принимал крупный советский физик профессор Т. П. Кравец. Подготовка документов к печати была закончена перед самой войной. В рукопись были включены: предисловие к выпуску 7 «Трудов Архива АН СССР», статья директора Архива Г. А. Князева «Значение и происхождение публикуемых документов», статья Т. П. Кравеца «К истории изобретения фотографии» и архивные материалы 1787—1841 годов (168 писем и других материалов — оригиналов и аутентичных переводов) — все под общим названием «Документы по истории изобретения фотографии (переписка Ньепса, Дагерра и других лиц)».

Портрет Тютчева А. Денъер. Портрет Ф. И. Тютчева (1864)

Война задержала это издание,— оно вышло из печати в 1949 году, но поступило в продажу (после дополнительного ходатайства АН СССР) только в 1954 году. На Международном конгрессе по фотографии в Кельне (1956) советская делегация передала экземпляры книги ряду зарубежных институтов и библиотек.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.