фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Иван Гамель, член-корреспондент Российской Академии наук

Российская (Петербургская) Академия наук постоянно следила за развитием науки и техники в европейских странах. В числе ее членов было даже доверенное лицо — И. X. Гамель (с 1813 года — член-корреспондент, а с 1829-го — ординарный академик по кафедре технологии и химии, «приспособленной к искусствам и ремеслам»), обязанностью которого были регулярные поездки за границу с целью получения из первых рук сведений о последних научных открытиях. Много времени проводя в поездках по Англии, Франции и другим странам, Гамель знакомился с достижениями европейской науки и промышленности.

Иван Xристофорович Гамель Иван Xристофорович Гамель, член-корреспондент Российской Петербургской Академии наук

Когда в 1839 году Гамель отправился в очередное путешествие, Академия наук поручила ему ознакомиться с новыми открытиями светописи, весть о которых уже дошла до Петербурга. В Лондоне Гамель лично от Талбота в подробностях узнал о его изобретении и приобрел некоторые принадлежности для калотипии. К письмам в Российскую Академию наук (май — июнь 1839 года) Гамель приложил полное описание метода Талбота и несколько снимков. Затем, в 1841 году, создатель калотипии сам прислал в Петербург несколько снимков: в Архиве Академии наук хранится 12 калотипов — фотографий на бумаге. На некоторых имеется надпись Талбота: «апрель 1839 г.» и приписка, свидетельствующая, что уже и тогда существовал термин «фотография». Часть снимков представляла собой контактные отпечатки силуэтов растений, другая — негативы, полученные в камереобскуре, нерезкие и малоконтрастные; все снимки были краснокоричневого цвета.

О способе Дагерра Гамель сообщил из Парижа в августе 1839 года, приложив подробное описание дагерротипии... В одном из писем (15 июля) он заметил: «Я думаю, не нужно указывать Академии наук, что те снимки, которые выполнены во Франции Дагерром, весьма существенно отличаются от английской гелиографии». Очевидно, прежде всего Гамель подразумевал основное достоинство талботипии: принципиальную возможность размножения снимков. И все же будущие изобретатели пошли именно по негативно-позитивному пути.

Снимки Талбота были явно неудовлетворительные по качеству, и тем не менее Академия наук поручила академику химику Ю. Ф. Фрицше изучить именно его метод, и надо думать, не случайно: привлекала возможность размножения копий. Фрицше получил материалы Гамеля, а спустя некоторое время представил отчет-записку о результатах собственных опытов. Важно отметить, что Фрицше внес в процесс калотипии (или, как ее еще называли, талботипии) некоторые улучшения, и таким образом, его работа является, по существу, первым исследованием в области фотографии, выполненным в России.

Юлий Фёдорович Фрицше Юлий Фёдорович Фрицше (1808-1871)

Впрочем, в России талботипия не получила широкого распространения, хотя известны удачные опыты образованного любителя — П. Трубецкого в Одессе,— который выполнил в 1851 году 16 бумажных негативов; Скамони, крупный специалист по фотомеханическим процессам, сообщал, что эти снимки демонстрировались на Московской фотовыставке в 1889 году.

К дагерротипам же интерес, напротив, был достаточно высок. В настоящее время в Эрмитаже (в Санкт-Петербурге), в Историческом музее (в Москве) и в некоторых других местах хранятся интересные коллекции дагерротипов. Правда, многие дагерротипы погибли, так как они, к сожалению, недолговечны. Поэтому в практику вошло золочение их поверхности, что повышало качество изображения и способствовало большей сохранности.

Поддержка содружества - фотостудия.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.