фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Вильям Генри Фокс Талбот (1800—1877)

Одним из родоначальников фотографии должен быть назван Фокс Талбот, англичанин. Если Ньепс и Дагерр были дилетантами в области физики и химии (Ньепс получил богословское образование, а Дагерр окончил только народную школу), то Талбот по тому времени был широко образованным человеком; он особенно интересовался языками, литературой и математикой. В 1831 году за научные достижения в области математики Талбот был избран членом Королевского общества. Человек состоятельный, он много путешествовал и делал зарисовки при помощи камеры-обскуры. К фотографическим опытам Талбот приступил в 1834 году. Первоначально свои работы в этой области он описал в отчете «Об искусстве фотогенного рисования», представленном Королевскому обществу 31 января 1839 года.

Вильям Генри Фокс Талбот Вильям Генри Фокс Талбот (1800—1877)

Талбот применял вначале бумагу, пропитанную раствором нитрата серебра, но, убедившись в медленном действии на нее света, перешел к использованию хлористого серебра. В этих опытах он опирался на работы Веджвуда и Дэви. Позднее Талбот доказал (чего не сумели сделать его предшественники), что раствор хлорида натрия можно применять в качестве фиксирующего вещества.

Узнав в январе 1839 года о докладе Араго, посвященном дагерротипии, Талбот поспешил возобновить прерванные было фотографические работы, и уже 25 января того же года им была организована в Королевском институте выставка фотогенных рисунков,— это были полученные контактным путем теневые изображения растений (листьев, цветов). В газетах сообщалось, что, кроме того, на выставке представлены и позитивные копии гравюр. По этому поводу в своем отчете Талбот писал: «Если копия защищена от действия солнечного света, то она сама может служить объектом копирования, и при помощи этого второго процесса свет и тени воспроизводятся в их исходном положении». Это и есть ясное изложение негативно-позитивного принципа.

Доминик Франсуа Араго Доминик Франсуа Араго (1786—1853)

Кроме хлористого серебра Талбот применял также и бромистое, для чего бумагу, пропитанную в растворе нитрата серебра, он очувствлял дополнительным купанием в растворе бромистого калия. Но основным его достижением является процесс калотипии (калос погречески — красиво, хорошо), основанный на применении бумаги, покрытой йодистым серебром, с дополнительной сенсибилизацией галло-нитратом серебра, который служил и для проявления, т. е. усиления едва заметного первоначального изображения после экспонирования. Получаемое при этом негативное изображение печатали контактным путем на хлоро-серебряной бумаге; фиксирование в обоих случаях осуществляли раствором гипосульфита.

Фокс Талбот. Мемориальная часовня в Виндзоре. Фокс Талбот. Мемориальная часовня в Виндзоре. С калотипа (1846).

Снимки Талбота и Дагерра существенно разнились по качеству. Так, сопоставляя их, Гершель сказал (май 1839 года): «Рисунки Талбота — детская игра по сравнению с дагерротипом...». В результате открытие английского изобретателя оставалось в тени, так как значение негативно-позитивного принципа, позволяющего размножать снимки, в пору шумных успехов дагерротипии оказалось просто непонятым. Даже сочлены Талбота по английскому Королевскому обществу холодно отнеслись к его открытию, хотя оно заключало в себе перспективу фотографии.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.