фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Луи Жак Манде Дагерр (1787—1851)

Дагерр был талантливым художником-самоучкой. Сначала он писал театральные декорации, а впоследствии занимался созданием диорам. Эти своего рода панорамы, исполненные на высоком художественном уровне, благодаря эффектам освещения производили сильное впечатление, так что имя Дагерра пользовалось широкой известностью не только во Франции, но и далеко за ее пределами.

Луи Жак Манде Дагерр Луи Жак Манде Дагерр

Биографы Дагерра описывают случай, имевший решающее значение в его жизни. В один из летних дней 1823 года, сидя в своей мастерской, Дагерр увидел на только что законченном полотнище декорации оптическое изображение наружных предметов, спроецированных лучами света через небольшое отверстие в ставне окна. На следующее утро он с удивлением заметил, что вчерашнее изображение оставило на декорации слабый отпечаток. Это и навело его на мысль о возможном использовании камеры-обскуры для закрепления изображения на светочувствительном слое.

Дагерр начал упорно экспериментировать с камерой-обскурой и, между прочим, применил известное ему фосфоресцирующее вещество — «болонский камень» (сульфат бария). Насыпав на горизонтальный столик большой камеры-обскуры ровный слой этого порошка, он увидел четкое светящееся изображение, которое, однако, вскоре исчезло в темноте. В это самое время Дагерр узнал, что поисками получения стойкого изображения в камере-обскуре занят и Ньепс. В письме к нему он сообщил о своем наблюдении и просил ответить, считает ли Ньепс возможным закрепить фосфоресцирующее изображение.

Ньепс вначале настороженно отнесся к Дагерру,— вместе с братом Клодом они хранили свои работы в тайне и обменивались о результатах зашифрованными письмами. Однако позднее Ньепс и Дагерр сблизились и в 1829 году заключили договор о совместной работе по усовершенствованию гелиографии. Надо сказать, что фотохимическая сущность опытов, проводимых Ньепсом, была первое время не ясна Дагерру, поэтому он просто повторял их, хотя и беспорядочно. Но вскоре (Ньепс был тогда еще жив) в описаниях его экспериментов появляется упоминание о применении йода — так он всегда называл йодистое серебро, открытое Дэви в 1814 году. Ньепс, тоже в свое время пытавшийся применить данное вещество, отнесся к этому неодобрительно. Тем не менее после смерти Ньепса Дагерр полностью переключился на опыты с йодистым серебром; при этом он совсем отказался от множительного процесса.

Постепенно Дагерр разработал новый процесс, суть которого в следующем: отполированную серебряную или посеребренную пластинку подвергают действию паров йода, после чего на зеркальной поверхности образуется пленка йодистого серебра,— это своего рода сенсибилизация дагерротипной пластинки. При экспонировании в камере-обскуре в течение 3—4 часов на пластинке появляется едва заметное изображение. По светочувствительности этот способ мало чем отличался бы от разработок предшественников Дагерра, если бы не открытый им эффект проявления. Для проявления Дагерр применил пары ртути, сведения о которой получил из арсенала Ньепса.

Открытие проявления и надо считать основной заслугой Дагерра, свидетельством его необычного дара предвидения и наблюдательности. Для закрепления изображений он пользовался сначала горячим раствором хлористого натрия (поваренной соли), а позднее раствором гипосульфита, который в 1819 году был описан известным английским астрономом и физиком Дж. Гершелем.

Раздвижные ящичные фотокамеры Дагерра Раздвижные ящичные фотокамеры Дагерра

Дагерротипные снимки отличались совершенством и составили эпоху в истории фотографии, правда, не очень продолжительную, зато исключительно важную для популяризации фотографии. Благодаря высокой оценке и поддержке открытия Дагерра сначала физиком Франсуа Араго в Палате депутатов (7 января 1839 года), а затем химиком Гей-Люссаком в Палате пэров (30 июля 1839 года) французским правительством было решено приобрести права на использование фотографии и назначить государственные пенсии Дагерру и Исидору Ньепсу, сыну и наследнику Нисефора. Вскоре, 19 августа 1939 года, Араго сделал подробный доклад о сущности дагерротипии, которая после этого стала общенародным достоянием.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.