фототени
главная галереи фотографов
главная история фотографии основоположники фотографии фотокор

Истоки фотографии

Еще в доисторические времена у человека появилась потребность изображать внешний мир, особенно животных, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки. Со временем из этой потребности родилось изобразительное искусство, отражающее действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Мысль о светописном изображении появилась значительно позже,созданию фотографии предшествовали открытия многих поколений ученых и изобретателей. Решающее значение имели, во-первых, изобретение камеры-обскуры и, во-вторых, открытие явления светочувствительности ряда веществ. За четыре века до нашей эры древнегреческий ученый и философ Аристотель уже описал явление, послужившее импульсом для создания камеры-обскуры.

Жозеф Нисефор НьепсЖозеф Нисефор Ньепс

Явление светочувствительности также стало известно в древности, когда обратили внимание на выцветание окрашенных тканей, но еще не связывали его с действием света. Впервые действию света было приписано почернение поверхности кости, обработанной раствором серебра в азотной кислоте (В. Гомберг, 1694). Позднее светочувствительность хлористого серебра наблюдали Шульце (1727) и Шееле (1777). Шульце не только подтвердил явление светочувствительности, но и впервые показал возможность светописи: он прикладывал к плоской стенке сосуда, в котором находилась взвесь мела в растворе азотной кислоты, содержащей следы серебра, трафарет с вырезанными буквами и словами и наблюдал после экспонирования на меловом осадке отпечатки трафарета. Хотя Шульце и был первым, получившим изображение под действием света, его, вопреки мнению Эдера, все-таки нельзя считать изобретателем фотографии.

Камера Жозефа Нисефора Ньепса Камера Жозефа Нисефора Ньепса

Важным этапом в изобретении фотографии явилось умелое сочетание светочувствительной среды с камерой-обскурой. Здесь, естественно, исследователей подстерегали немалые трудности, и поэтому первые попытки предвестников фотографии Веджвуда и Дэви оказались неудачными. Уверенно можно сказать, что изобретение фотографии связано с именами Луи Жака Дагерра и Вильяма Генри Фокс Талбота, при этом необходимо отметить, что их работам предшествовали опыты Жозефа Нисефора Ньепса. Несмотря на то, что гелиографические опыты Ньепса, по существу, относятся к полиграфии, они, тем не менее, оказали громадное ориентирующее влияние на работу последователей.

Работы Дагерра и Талбота знаменуют собой начало истории фотографии; однако судьба их открытий оказалась неодинаковой. Хотя дагерротипия и позволяла получать прекрасные изображения, сохраняющие и поныне свою эстетическую ценность, каждое из них было единственным и уникальным. Способ Дагерра исключал возможность размножения снимков. Снимки же по способу калотипии (талботипии) были далеко не столь совершенными, зато именно изобретение Талбота положило начало негативно-позитивному процессу, т. е. современной фотографии. К 1860 году дагерротипию вытеснил из практики мокрый коллодионный процесс, в котором также была использована позитивная печать с первичного негативного изображения.

2006-2018 ФотоТени - сообщество фотографов и история фотографии.